Хореографическая подготовка гимнасток

Хореографическая подготовка в художественной гимнастике важна, от хореографии зависит танцевальность, эффектность выступления спортсменки в целом. Во время обучения хореографии вырабатываются правильная осанка, мимика и выразительность. Хореографическая подготовка играет и образовательную роль. При изучении народных и классических танцевальных элементов спортсменки лучше узнают традиции и культуру разных стран и времен. Хореография в художественной гимнастике базируется на четырех основных танцевальных схемах
  • Классической;
  • Народно-характерной;
  • Современной;
  • Историко-бытовой.
Обучение хореографии проводится в течение полного периода обучения спортсменов. Она присутствует в разминках, упражнениях, на всех тренировках и разучиваниях комбинаций движений. Но огромная роль хореографии в гимнастике не делает её конечной целью обучения. Хореографическая подготовка в спорте имеет свою специфику:
  • Является составляющей учебного процесса и применяется без отрыва от изучения движений и упражнений;
  • Преподавателю хореографии приходится ориентироваться на сжатые временные сроки обучения, ведь хореография — не основная часть обучения гимнасток, а время, отведенное на неё программой, достаточно ограничено.
Классический танец в гимнастике Школа классического танца считается основой как для художественной гимнастики, так и для хореографии в общем. В течение многих столетий классический танец формировался из традиций и культурных особенностей разных народов, а затем многократно упорядочивался различными экспертами и хореографами. В современной гимнастике используется только часть всего массива информации о классическом танце, но используемых данных достаточно для развития музыкальности и воспитания таневальности гимнасток. Урок классического танца в гимнастике состоит из следующих частей:
  1. Экзерсис — отработка движений у станка для развития устойчивости и гибкости. В строгой последовательности выполняются данные виды упражнений:
  • Дэми и гран плие;
  • Батман тандю и батман тандю-жэтэ;
  • Рон дэ жамб пар тэр;
  • Батман фондю;
  • Батман фраппе и батман дубль фраппе;
  • Рон дэ жамб ан лер;
  • Пти батман сюр ле ку-да-пье;
  • Батман ролевэлян и батман девлёппе;
  • Гран батман жэтте.
  1. Маленькое и большое адажио в центре зала;
  2. Аллегро — малые и большие прыжки.
Классический танец определяет три основных позиции рук, разучиваемые на тренировках:
  • Первая — локти и запястья образуют закругление, руки подняты спереди на уровне желудка;
  • Третья — локти и запястья в том же положении, что и в первой позиции, но руки подняты над головой;
  • Вторая — руки держатся округло, раскрыты в противоположные стороны на уровне плеч.
Во время обучения гимнастки изучают правильный переход из одной позиции в другую и обратно — в подготовительное положение, в котором руки свободно свисают вниз, но не касаются тела гимнастки и не отведены вперед. Для ног существует пять позиций. Их разучивают, повернувшись лицом к станку, в строго определенном порядке:
  • Первая — ступни на одной линии, носки врозь, пятки вместе;
  • Вторая — та же позиция, что и первая, кроме положения пяток, между ними расстояние равное длине ступни;
  • Третья — ступни соприкасаются, стопы закрыты;
  • Пятая — ступни вместе, пятка одной ноги прижата к носку другой;
  • Четвертая — стопы параллельны, между ними остается расстояние ступни.
Упражнения у станка Станок — это снаряд для тренировок спортивной и танцевальной хореографии. Он используется балеринами, танцорами народных, классических и современных танцев. В гимнастике станок предназначен не только для обучения позициям, но и для разминки, которая часто сочетается с музыкальными заданиями. Общий курс хореографии для гимнасток всегда начинается с разучивания основных терминов и их отработки в позициях:
  • Апломб — упражнения на сохранение устойчивости и её развитие;
  • Ан дэор — упражнение на движение ног в направлении вперед-назад;
  • Ан дэдан — упражнение на движение ног направления назад-вперед;
  • Препарасьон — подготовительное движение перед началом отработки упражнений;
  • Основные и условные ку-дэ-пье — расположение одной ноги на щиколотке другой (опорной);
  • Градусы — определение расположения рабочей ноги к опорной.
Когда гимнастки освоят основные стойки, движения и разберутся в том, какой термин соответствует какому упражнению, начинается тренировка танцевальных поз. Четкой последовательности их изучения нет, но обычно тренерами самостоятельно подбирается наиболее правильный порядок, в котором ученицы осваивают сначала простые позы, потом — сложные. Среди наиболее важных и распространенных поз:
  • Эпольман — поворот корпуса вполоборота к зрителям;
  • Круазе — поза, закрытая в основном направлении;
  • Эфасе — поза, открытая в основном направлении;
  • Алёнже — рука опущена ладонью вниз, кисть не закруглена;
  • Круазе вперед-назад — переменные позы, в которых нога закрыта то спереди, то сзади;
  • Эфасе вперед-назад — принцип тот же, что и в круазе, только с открытием ног;
  • Экарте вперед-назад — открытие одной стороны туловища в сторону рабочей руки во второй или третьей позиции с последующей переменой сторон и рук;
  • Арабеск (с 1 по 4) — сочетание различных позиций рук и ног, при котором корпус находится в т.3 или т.8, положение рук меняется, а также отрабатываются повороты головы.
После изучения основных поз обучения продолжается их вариациями и сочетаниями в таких позициях, как «а ла секонде», «темп ли пар те ре» и другие. Тур лян и пор дэ бра Тур лян и пор дэ бра — одни из самых распространенных, но одновременно и самых сложных позиций классической хореографии в гимнастике. Их изучение начинается в старшей возрастной группе гимнасток, а исполнение может позволить получить высокий балл на выступлении или наоборот — стать причиной серьезной ошибки при неправильном движении. Тур лян — это медленный поворот вокруг оси на 360 градусов. За последнее время он стал одним из самых сложных и эффектных движений в художественной гимнастике, поэтому многие тренеры и спортсмены хотят включить его в программу. Но для отработки тур лян требуется пройти четырехлетнее обучение, дающее базовые знания и навыки хореографии. Этот поворот призван сохранить изначальную позу спортсменки перед переходом в большие позы. Пор дэ бра предполагает правильное прохождение позиций рук в сочетании с основными хореографическими позициями ног и туловища. Главным фактором при исполнении является ритмичность, позволяющая сохранить синхронность перехода. Существует шесть видов пор дэ бра, которые изучаются последовательного — с первого года обучения гимнастике до четвертого.