Музыка в художественной гимнастике

Музыкально-двигательная подготовка — это важная часть обучения гимнасток, она становится базой для правильного восприятия и сопереживания музыке. Выразительность выступлений зависит не только от правильности выполнения движений, но и от ритмичности и музыкальности гимнасток. Своими задачами музыкально-двигательная подготовка ставит такие пункты:
  • Знакомство гимнасток с различными элементами музыкальной грамоты;
  • Обучение гимнасток пониманию музыки, исполнению махов и движений в соответствии с ритмом и темпом музыкального произведения;
  • Развитие способности самостоятельно подбирать наиболее подходящие для произведения движения и создавать музыкальный образ.
Для того чтобы выполнить эти задачи, музыкально-двигательная подготовка имеет ряд средств:
  • Теоретическая подготовка и обучение основам музыкальной грамоты;
  • Разучивание движений, помогающих согласовывать свои действия с музыкой;
  • Задания, предлагающие проявить творческий подход и импровизировать;
  • Различные виды музыкальных игр.
Весь материал данного курса разбивается на смысловые блоки, состоящие из наиболее важных параметров музыкальных произведений: содержание, метр, ритм, темп, характер музыки, регистр, динамика и т.д. Организация занятий музыкально-двигательной подготовкой Форма занятий напрямую зависит от изучаемого блока. Каждая тема также делится на более мелкие подтемы, помогающие постепенно освоить базу музыкальной подготовки и перейти к практическим занятиям. Порядок изучения следующий:
  • Теоретические занятия и прослушивание музыкальных произведений;
  • Практические занятия, позволяющие обучиться связи движений с музыкой, освоить средства музыкальной выразительности. Обычно даются спортсменам во второй половине или под конец тренировки;
  • Музыкальные игры для детей от 5 до 8 лет. Могут задействоваться и в более взрослом возрасте, но в этот период дают лучшие результаты;
  • Прослушивание музыки, её разбор на составляющие в соответствии с понятиями музыкальной грамоты, обсуждение творчества композитора и задания на проверку навыков импровизации. Выполняются гимнастками старшей возрастной группы;
  • Проверочные занятия, в которые входит контроль теоретических и практических знаний, усвоенных во время обучения.
Содержание музыкальных произведений и их основные составляющие Музыка, как и любое другое произведение, музыкальное произведение имеет сюжет и призвано передавать эмоции, идеи и мысли автора. Одной из важнейших особенностей музыки считается её характер. Он может быть веселым, грустным, торжественным, лиричным, задает общее настроение выступления, его динамичность и ритм выполнения движений. Для обучения пониманию характера музыки в художественной гимнастике используется ряд заданий:
  • Прослушивание композиции, её обсуждение, составление истории, определение характера;
  • Выполнение движений в соответствии с характером музыки для наиболее полного отражения её настроения;
  • Разучивание нескольких упражнений и выбор среди 3 музыкальных произведений наиболее подходящего для их исполнения;
  • Выполнение одинаковых движений под разную музыку с их переработкой в соответствии с настроением музыки;
  • Отражение характера музыки при помощи импровизации.
Музыка состоит из характеристик, которые определяют её тип, скорость, ритм и другие параметры. Знание таких характеристик входит в базовую подготовку гимнасток как часть знакомства с музыкальной грамотой. К наиболее важным и основным свойствам музыки принадлежат:
  • Высота звучания;
  • Громкость звучания;
  • Длительность;
  • Тембр — окраска звука (мягкий, звонкий и т.д.);
  • Такт — часть музыкального произведения, находящаяся между ударными долями;
  • Ритм — чередование звуков разной длины;
  • Мелодия — основа сюжета и настроения, одноголосное выражение идеи произведения;
  • Регистр — единица измерения звукового объема;
  • Темп — скорость воспроизведения музыки.
Ещё одним важным параметром является музыкальная динамика. Она определяет громкость звучания в той или иной части произведения. От динамики музыки зависит и динамичность выступлений, их выразительность и настроение. Развитие музыкальности Для развития музыкальности учениц и согласования движений с темпом, ритмом и динамикой тренерами применяются различные виды упражнений. Многие из них относятся к музыкальным играм, которые интересны и полезны не только в младшей возрастной группе, но и для обучения гимнасток старшего возраста. Среди наиболее часто применяемых и эффективных такие игры, как «Кот и мыши», «Тихо-громко», «Замри», «Вместе-врозь», «Эхо», «Рисование мелодии».