Судейство в художественной гимнастике

Художественная гимнастика изначально не считалась спортом – это направление ведет свою историю от балета, т.е. искусства, объективная и беспристрастная оценка которого невозможна. В сороковых годах прошлого века этот вид гимнастики стали считать спортом, но об особенностях судейства споры начались с первых же выступлений и ведутся до сих пор.

Выступления гимнасток всегда зрелищны и красивы. Но красота – субъективное понятие, поэтому оценивать выступления непросто. Неоднократно возникали громкие скандалы из-за пристрастности судей и их неравноценного отношения к гимнасткам, что приводило к несправедливым оценкам. В большом числе случаев судьи были дисквалифицированы. Скандалы постоянно сопутствуют чемпионатам по ХГ: особенности вида спорта не позволяют вывести четкие критерии для оценивания выступлений.

LFhfkyeIem8

Система выставления оценок постоянно дорабатывается, однако остается субъективной. Периодически высказываются предложения по этой причине удалить художественную гимнастику из списка олимпийских видов спорта или изменить систему судейства, уменьшая влияние человеческого фактора. Популярна идея оценивать выступления по нескольким шкалам и выставлять двойные оценки, как в фигурном катании.

Система оценивания

Система оценок в ХГ менялась международной федерацией гимнастики несколько раз. Изначально оценки выставлялись по 10-балльной шкале. Затем чередовались при оценке 20- и 30-балльные школы. В последние 3 года выступления оцениваются по 20-балльной шкале.

Правила меняются регулярно, это касается и состава судейских бригад, и методик оценивания. Ныне действующие критерии судейства были введены в действие в 2013г. Так что в 2013-2016 гг. оцениваются выступления двумя бригадами судей по нескольким параметрам:

  • Первая бригада состоит из 4 человек, включая координатора. Они оценивают композицию выступления. Судья-координатор следит за формальной стороной: временем выполнения упражнений; количеством предметов, используемых в выступлении. Итоговая оценка представляет собой среднее арифметическое из оценок двух пар судей;
  • Вторая группа судей состоит из четырех – шести человек. Половина судей оценивает музыкальное сопровождение, хореографию и артистические ошибки. Вторая группа (2 или 3 судьи) оценивают технические недочеты, в том числе работу с предметами и положения тела гимнастки при выполнении упражнений. Оцениваются сложность элементов выступления, комбинации танцевальных шагов, мастерство использования предмета и динамические движения. При финальном подсчете баллов учитывается средняя оценка двух бригад судей;
  • Итоговая оценка складывается из оценки композиции (максимум 10 баллов) и оценки исполнения (максимум 10 баллов).

qY5su_GrDRQ

С каждым годом в рамках борьбы с субъективизмом программа выступлений все больше усложняется, все больше внимания уделяется технике исполнения. Гимнастки «старой школы» часто говорят, что современные выступления стали очень техничными и отточенными, однако «души» в них все меньше. В борьбе за баллы, а часто только за десятые и сотые части баллов спортсменки усложняют программу, уделяя повышенное внимание технике и танцевальным элементам.

Количество судей, кто входит в состав жюри, и прочие нюансы зависят от уровня соревнований. Требования к гимнасткам и система оценивания индивидуальных и групповых программ остаются неизменными.

Допинг

За всю историю существования ХГ гимнасток ни разу не уличали в использовании стимулирующих допинговых добавок. Это легко объясняется: в данном виде спорта необходимости в стимуляторах нет, гораздо важнее отточенное мастерство, гибкость, чувство ритма, координация движений, эффектная техника исполнения.

Из запрещенных Антидопинговым Агентством препаратов гимнастки используют диуретики. С помощью мочегонных средств спортсменки сбрасывают вес перед соревнованиями, «подсушивают» фигуру. Такая практика незаконна и может привести к дисквалификации спортсменки. Злоупотребление диуретиками также негативно влияет на сердце, сосуды, нервную систему, усвоение витаминов и минералов.