Занятие в художественной гимнастике — как, впрочем, и в других видах спорта — называется тренировкой. Оно проводится профессиональным тренером для группы учениц: в течение занятия гимнастки выполняют упражнения в строго определенном порядке, соответствующем учебной программе.
Виды занятий
Кроме тренировок (являющихся практическим занятием), в художественной гимнастике есть также теоретические уроки. На теоретических занятиях ученицы смотрят видеоматериалы, слушают лекции или обсуждают теорию. Но основным видом подготовки являются тренировки, которые, в свою очередь, классифицируются по нескольким признакам.
Например, по педагогическим задачам:
- Обучающие — проводятся в младшей группе учениц и для членов старших групп в подготовительный период;
- Тренировочные — состоят из модальных тренировок, специальной, общей, двигательной и технической подготовки;
- Контрольные — на таких занятиях проводится проверка освоенной технической, физической и хореографической подготовки;
- Восстановительные — применяются психологические и физиотерапевтические методы, помогающие спортсменам расслабляться и восстанавливать силы;
- Постановочные — используются для разработки соревновательных программ;
- Комплексные — объединяют несколько заданий.
По видам нагрузки различают такие занятия:
- Ударные — тренировки с высокой интенсивностью;
- Оптимальные — нагрузки составляют до 80% от ударных;
- Умеренные — до 70% ударных тренировок;
- Разгрузочные — нагрузка снижается до 50% и менее.
Классификация по организации делит занятия на:
- Фронтальные — группа гимнасток одновременно выполняет одно и то же задание;
- Групповые — ученицы выполняют занятия в группах;
- Индивидуальные — для каждой гимнастки подбирается отдельное задание.
Среди способов проведения тренировки различают два основных — раздельный (перед каждым упражнением тренер объясняет задачи) и поточный (упражнения выполняются без пауз).
Классификация учебно-тренировочных уроков
Учебно-тренировочные занятия состоят из трех основных частей — подготовительной, основной и заключительной.
На подготовительных занятиях определяются методы проведения уроков, задачи тренера и спортсмена, а также разрабатывается программа обучения для дальнейших тренировок. Общие задачи делятся на два периода:
- Разминка — создание соответствующего физического и психологического фона, помогающего настроиться на серьезные нагрузки и подготовить двигательный аппарат к дальнейшим упражнениям;
- Образовательные задачи — часть урока, посвященная формированию навыков выполнения определенных заданий, организации взаимодействия группы, повышению координации и подготовке к основной части занятия.
Во время подготовительной части урока используется ряд средств, облегчающим задачу тренера:
- Общие упражнения развивающего характера;
- Бег и ходьба;
- Музыкально-двигательные задания и танцевальные упражнения;
- Хореография;
- Базовые задания художественной гимнастики.
Упражнения выстраиваются в порядке влияния на различные суставы — тазобедренные, коленные, голеностопные. Амплитуда движений постепенно нарастает. В среднем, длительность подготовительного периода составляет от 30-90 минут.
На основной части занятия решаются главные задачи, поставленные тренером. Развиваются волевые и физические характеристики, формируются спортивные и двигательные способности. Также решаются такие частные задачи, как:
- Развитие координационно-двигательного аппарата и улучшение его работы;
- Формирование осанки;
- Освоение прикладных умений;
- Разучивание новых и совершенствование старых упражнений.
По типу характера данный период занятия может быть однонаправленным (только совершенствование движений) и комплексным (разучивание новых упражнений). Средняя продолжительность урока составляет от 50 до 120 минут.
Заключительная часть занятия отличается для разных возрастных групп. Начинающие гимнастки в этот период занимаются музыкально-двигательной деятельностью, а гимнастки с высокой квалификацией проводят специальную физическую тренировку.
Основными задачами данного периода является снятие нагрузки, повышение общего тонуса спортсменов и подведение итогов урока. Для выполнения поставленных целей гимнастки делают упражнения на расслабление, занимаются ходьбой и проводят музыкальные и танцевальные игры.