
Упражнения с предметами входят в обязательную часть любого выступления художественных гимнасток. Процесс обучения гимнастике требует длительной подготовки спортсменов к выполнению различных задач. Методика обучения рекомендует сначала разучивать общую программу движений и только потом вводить в уроки упражнения со снарядами. Начинать такие уроки следует с мяча или скакалки.
Построение уроков со скакалкой
Уроки по работе с любым из предметов строятся по четкой схеме, позволяющей тренеру обучить учеников всем движениям по очереди, выстраивая программу по принципу «от простого – к сложному». Упражнения со скакалкой делятся на три цикла:
- Первый цикл – в этот цикл входят махи и броски предмета, движения по спирали и восьмерке, обкрутки, подскоки, завязывания скакалки и бег.
- Второй цикл усложняет упражнения, разученные в первом: броски выполняются с ловлей предмета, обкрутки сочетаются с булавообразными движениями и восьмерками, завязывания сочетают с обкрутками, подскоки заканчиваются постановкой в позы, бег чередуется подскоками.
- Третий цикл является завершающим, в нем упражнения могут выполняться в парах, после подскоков делаются переброски, переброски с ловлей могут проводиться как с одинарным, так и с двойным вращением.
Комплекс упражнений
Циклы позволяют разучивать определенный комплекс упражнений для дальнейшего усложнения и чередования с манипуляциями и движениями. Основой для данного комплекса служат общие движения (прыжки, бег, подскоки) и манипуляции с предметами (вращения, переброски):
- Броски – по окончанию вращения скакалки в сложенном виде один конец передается под плечом и выполняется высокий бросок предмета, дополнительно выполняются два вращения скакалки (малый бросок) с ловлей в завершении. Высокий бросок может осуществляться во время «мельницы» и делит ее на две части – переворот и хват за середину скакалки с последующим продолжением движения.
- Бег и прыжки через предмет – выполняются подскоки с чередованием ног и междускоком, прыжки на каждой ноге (по четыре раза), прыжки с поворотом левым и правым боком поочередно, вращения скакалки петлей и обычным способом во время бега, прыжки с вращением скакалки назад.
- Обводки с хватом за конец скакалки и движения по спирали – «мельницы» с обводкой, обводки скакалки вокруг плеча и манипуляции с ее концами в боковом повороте, повороты с ловлей концов скакалки, обводки вокруг туловища и ног, вращения над головой.
Тренировки перед соревнованиями и работа над ошибками
Для спортсменов очень важно знать условия площадки, на которой им предстоит выступать. На опробованиях площадки перед соревнованиями тренировки проводятся с особенной тщательностью и длительной подготовкой. Они делятся на:
- Обычную разминку с общими движениями.
- Специальную разминку и опробование конкретных упражнений. В это время отрабатываются наиболее сложные для спортсмена задачи.
- Самостоятельную работу гимнастки на площадке, тренировку с предметами, повторение различных движений.
- Выполнение задач, поставленных тренером, проработка общей программы, повторение отдельных частей упражнений.
Немаловажным этапом в тренировках и подготовке к последующим выступлениям является работа над ошибками спортсмена. Соревнования – трудный в физическом и эмоциональном плане период для гимнастки. Во время исполнения различных частей программы могут возникать заминки, скованность, ошибки при выполнении движений, замена новых, недавно разученных упражнений, старыми и хорошо знакомыми спортсмену.
На тренировках, следующих за окончанием соревнований, в задачи тренера входит разбор ошибок и помощь ученицам в их исправлении. Для этих целей могут применяться сознательные повторения движений, определение наиболее удобных углов для бросков и ловли предметов, улучшение физической формы гимнасток и дополнительные нагрузки (при необходимости).