Тренировки в художественной гимнастике

Занятие в художественной гимнастике — как, впрочем, и в других видах спорта — называется тренировкой. Оно проводится профессиональным тренером для группы учениц: в течение занятия гимнастки выполняют упражнения в строго определенном порядке, соответствующем учебной программе.

  Тренировки в художественной гимнастике                        

Виды занятий

Кроме тренировок (являющихся практическим занятием), в художественной гимнастике есть также теоретические уроки. На теоретических занятиях ученицы смотрят видеоматериалы, слушают лекции или обсуждают теорию. Но основным видом подготовки являются тренировки, которые, в свою очередь, классифицируются по нескольким признакам.

Например, по педагогическим задачам:

  • Обучающие — проводятся в младшей группе учениц и для членов старших групп в подготовительный период;
  • Тренировочные — состоят из модальных тренировок, специальной, общей, двигательной и технической подготовки;
  • Контрольные — на таких занятиях проводится проверка освоенной технической, физической и хореографической подготовки;
  • Восстановительные — применяются психологические и физиотерапевтические методы, помогающие спортсменам расслабляться и восстанавливать силы;
  • Постановочные — используются для разработки соревновательных программ;
  • Комплексные — объединяют несколько заданий.

По видам нагрузки различают такие занятия:

  • Ударные — тренировки с высокой интенсивностью;
  • Оптимальные — нагрузки составляют до 80% от ударных;
  • Умеренные — до 70% ударных тренировок;
  • Разгрузочные — нагрузка снижается до 50% и менее.

Классификация по организации делит занятия на:

  • Фронтальные — группа гимнасток одновременно выполняет одно и то же задание;
  • Групповые — ученицы выполняют занятия в группах;
  • Индивидуальные — для каждой гимнастки подбирается отдельное задание.

Среди способов проведения тренировки различают два основных — раздельный (перед каждым упражнением тренер объясняет задачи) и поточный (упражнения выполняются без пауз).

Классификация учебно-тренировочных уроков

Учебно-тренировочные занятия состоят из трех основных частей — подготовительной, основной и заключительной.

На подготовительных занятиях определяются методы проведения уроков, задачи тренера и спортсмена, а также разрабатывается программа обучения для дальнейших тренировок. Общие задачи делятся на два периода:

  • Разминка — создание соответствующего физического и психологического фона, помогающего настроиться на серьезные нагрузки и подготовить двигательный аппарат к дальнейшим упражнениям;
  • Образовательные задачи — часть урока, посвященная формированию навыков выполнения определенных заданий, организации взаимодействия группы, повышению координации и подготовке к основной части занятия.

Тренировки в художественной гимнастике

Во время подготовительной части урока используется ряд средств, облегчающим задачу тренера:

  • Общие упражнения развивающего характера;
  • Бег и ходьба;
  • Музыкально-двигательные задания и танцевальные упражнения;
  • Хореография;
  • Базовые задания художественной гимнастики.

Упражнения выстраиваются в порядке влияния на различные суставы — тазобедренные, коленные, голеностопные. Амплитуда движений постепенно нарастает. В среднем, длительность подготовительного периода составляет от 30-90 минут.

На основной части занятия решаются главные задачи, поставленные тренером. Развиваются волевые и физические характеристики, формируются спортивные и двигательные способности. Также решаются такие частные задачи, как:

  • Развитие координационно-двигательного аппарата и улучшение его работы;
  • Формирование осанки;
  • Освоение прикладных умений;
  • Разучивание новых и совершенствование старых упражнений.

По типу характера данный период занятия может быть однонаправленным (только совершенствование движений) и комплексным (разучивание новых упражнений). Средняя продолжительность урока составляет от 50 до 120 минут.

Заключительная часть занятия отличается для разных возрастных групп. Начинающие гимнастки в этот период занимаются музыкально-двигательной деятельностью, а гимнастки с высокой квалификацией проводят специальную физическую тренировку.

Основными задачами данного периода является снятие нагрузки, повышение общего тонуса спортсменов и подведение итогов урока. Для выполнения поставленных целей гимнастки делают упражнения на расслабление, занимаются ходьбой и проводят музыкальные и танцевальные игры.